e

Наяда и рыбак. Улыбка Мона Лизы

Балет

11

Апрель
Балетмейстер-постановщик
Художник-сценограф
Художник по костюмам
Художник по свету

Балетная постановка «Наяда и рыбак»

Хорео­гра­фия Жюля Пер­ро, Алек­сандра Ширя­е­ва, Пет­ра Гусе­ва. Хорео­гра­фи­че­ская редак­ция и поста­нов­ка — Рамед Пачев.
Балет­ная поста­нов­ка под назва­ни­ем «Унди­на, или Ная­да» балет­мей­сте­ра Жюля Пер­ро на музы­ку Цеза­ря Пуня впер­вые появи­лась в 1843 году на сцене Лон­дон­ско­го Коро­лев­ско­го театра.

В осно­ве сюже­та» Унди­ны” лег­ла ска­зоч­ная исто­рия о люб­ви оби­та­тель­ни­цы мор­ско­го цар­ства Ная­ды к чело­ве­ку — про­сто­му рыба­ку Мат­тео, кото­рый сопро­тив­ля­ет­ся ее чарам, пото­му что у него есть неве­ста Джи­ан­ни­на. Рос­сий­ская пре­мье­ра “Унди­ны” состо­я­лась в 1851 году под назва­ни­ем “Ная­да и рыбак».
Новую вер­сию это­го бале­та осу­ществ­ля­ет Мари­ус Пети­па в 1892 году. В 1903 году рус­ский и совет­ский тан­цов­щик, балет­мей­стер и пре­по­да­ва­тель Алек­сандр Ширя­ев меня­ет хорео­гра­фию, вос­про­из­во­дя пан­то­ми­мы Пети­на. После воз­об­нов­ле­ния вер­сии Ширя­е­ва к 1921 году этот роман­ти­че­ский балет на дол­гие годы ухо­дит из репер­ту­а­ров теат­ров. И толь­ко в 1981 году балет­мей­стер и педа­гог Петр Гусев, видев­ший поста­нов­ку Ширя­е­ва, по памя­ти вос­ста­нав­ли­ва­ет сюи­ту из это­го бале­та и пред­став­ля­ет ее на сцене лен и н град­ско­го МАЛЕ­ГО­Та (ныне Михай­лов­ский театр).
Из изна­чаль­ных шести кар­тин трех­акт­но­го бале­та, изоби­лу­ю­ще­го пан­то­мим­ны­ми сце­на­ми к изощ­рен­ны­ми сце­ни­че­ски­ми эффек­та­ми, Гусев вос­ста­но­вил лишь тан­це­валь­ную сюи­ту с силь­но видо­из­ме­нен­ным сюже­том. Пред­став­лен­ная балет­ная сюи­та «Ная­да и рыбак» соеди­ни­ла дошед­шую до наших дней хорео­гра­фи­че­скую вер­сию бале­та масте­ров про­шло­го, допол­нен­ную номе­ра­ми и сце­на­ми, постав­лен­ны­ми балет­мей­сте­ром Раме­дом Паче­вым. с сохра­не­ни­ем сти­ли­сти­ки роман­ти­че­ско­го балета.

Либретто «Улыбка Мона Лизы»

Либ­рет­то Раме­да Паче­ва по моти­вам рас­ска­за Рэя Бред­бе­ри «Улыб­ка».
Про­ду­ты совре­мен­ной циви­ли­за­ции про­буж­да­ют и людях без­ду­хов­ность, озлоб­лен­ность. Стрем­ле­ние кру­шить и уни­что­жать куль­тур­ные цен­но­сти проч­но засе­ли и чело­ве­ке. Утро в одном из забро­шен­ных квар­та­лов боль­шо­го горо­да… На ули­цах дав­но царит хаос и раз­ру­ха. Юно­ша Том встре­ча­ет­ся с оби­та­те­ля­ми здеш­не­го квар­та­ла, кото­рые пыта­ют­ся скло­нить его к анти­со­ци­аль­но­му обра­зу жиз­ни, но Том поспеш­но уда­ля­ет­ся. Бро­дя­ги заме­ча­ют девуш­ку Элли с кни­гой в руке, и это ста­но­вит­ся пово­дом для насме­шек над “кни­го­люб­кой”. Том всту­па­ет­ся за девуш­ку. Элли оди­но­ка, но рядом с Томом чув­ству­ет себя в без­опас­но­сти. На город­скую пло­щадь достав­ля­ют кар­ти­ну вели­ко­го масте­ра. Когда-то она была сим­во­лом пре­крас­но­го, сего­дня ста­ла объ­ек­том народ­ною гнева.
Том И Элли украд­кой при­бли­зив­шись к кар­тине, ока­зы­ва­ют­ся заво­ро­жен­ны­ми и пле­нен­ны­ми улыб­кой дамы, изоб­ра­жен­ной на хол­сте, ее кра­со­той и величием.
Их отно­ше­ния ста­но­вят­ся все более роман­тич­ны­ми. Нарас­та­ю­щий гул тол­пы охла­жда­ет вне­зап­но нахлы­нув­шие чувства.
Вер­хо­вой при­зы­ва­ет выплес­нут свое него­до­ва­ние, осквер­нив кар­ти­ну извест­но­го масте­ра. Том и Элли ста­но­вят­ся пре­гра­дой на пути толпы.
Воца­рив­ший­ся все­об­щий хаос сме­та­ет всех участ­ни­ков мас­со­во­го безум­ства, вклю­чая самих зачин­щи­ков. Том охва­чен душев­ным стра­дай нем от пере­жи­то­го. С тре­пе­том смот­рит он на уце­лев­ший и руках кусок хол­ста, на кото­ром изоб­ра­же­на улыб­ка, согре­ва­ю­щая сво­ей доб­ро­той и лас­кой. В вооб­ра­же­нии Тома воз­ни­ка­ет образ
Моны Лизы, кото­рая рож­да­ет в его душе надеж­ду, что мир изме­нит­ся к лучшему.
Эпи­лог. «Лакри­мо­за» из «Рек­ви­е­ма» В. А. Моцарта.

Читать далее

Действующие лица и исполнители: 

Ная­да и Рыбак
Мат­тео, моло­дой рыбак: Аза­мат Кумалагов
Джи­ан­ни­на, его неве­ста: Ками­ла Кушхова
Ная­да: Оле­ся Ким
Рыбач­ки: Ксен­ня Туто­ва, Зали­на Пши­ха­че­на, Диа­на Доб­ро­сер­до­ва, Аль­ми­ра Аба­е­ва, Лили­а­на Каше­же­на, Зами­рат Березгова
Рыба­ки: Тай­му­раз Хаев, Геор­гий Бучукури
Кре­стьян­ским танец: Еле­на Пау­не­же­ва, Мади­на Хаса­е­ва, Джу­льет­та Качла­е­ва, Расул Кай­гер­ма­зов, Муха­мед Шеки­ха­чев, Дани­ил Кли­мов, Сар­мат Бигаев

Улыб­ка Мона Лизы
Том, юно­ша: Тай­му­раз Хаев
Элли, девуш­ка: Ками­ла Кушхова
Вер­хо­вой, пред­во­ди­тель: Аза­мат Кума­ла­гов, Залим Гучаев
Охран­ни­ки Вер­хо­во­го: Беслан Беку­лов, Мурат Сонов, Рустам Аба­ев, Алек­сандр Хрусталев
Оби­та­те­ли квар­та­ла, народ: арти­сты бале­та театра
В мас­со­вых сце­нах заня­ты участ­ни­ки ансам­бля совре­мен­но­го тан­ца “Ара­беск” Двор­ца твор­че­ства детей и моло­де­жи Мини­стер­ства про­све­ще­ния и нау­ки КБР, руко­во­ди­тель Лилия Доб­ро­сер­до­ва, почет­ный работ­ник вос­пи­та­ния и про­све­ще­ния РФ.

 Версия для слабовидящих