e

Иоланта

Опера

02

Февраль
Режиссер-постановщик
Музыкальный руководитель и дирижер
Балетмейстер
Помощник режиссера

Одноактная опера «Иоланта»

Либ­рет­то М.И. Чай­ков­ско­го по дра­ме в сти­хах Ген­ри­ка Гер­ца «Дочь коро­ля Рене».
«Иолан­та» — послед­нее опер­ное про­из­ве­де­ние П. И. Чай­ков­ско­го. В 1884 г. ком­по­зи­тор про­чи­тал пере­вод одной дра­мы в сти­хах дат­ско­го писателя
Ген­ри­ка Гер­ца (1798–1870) «Дочь коро­ля Рене» и пле­нил­ся ори­ги­наль­но­стью и поэ­тич­но­стью сюжета.

В 1891 г. ком­по­зи­тор при­сту­пил к сочи­не­нию «Иолан­ты». Брат ком­по­зи­то­ра Модест Ильич напи­сал либ­рет­то, и мень­ше чем через два меся­ца музы­ка новой опе­ры была закон­че­на. Пер­вое пред­став­ле­ние состо­я­лось 6(18) декаб­ря 1892г. в Петер­бург­ском Мари­ин­ском театре.

Крат­кое содержание:

Дале­ко в горах, вда­ли от все­го мира живет дочь коро­ля Рене Иолан­та. Она сле­па от рож­де­ния, но не зна­ет об этом.
По тре­бо­ва­нию коро­ля окру­жа­ю­щие тща­тель­но скры­ва­ют от нее страш­ную тай­ну, никто из посто­рон­них под стра­хом смер­ти не сме­ет про­ник­нуть в замок. В счаст­ли­вом неве­де­нии, Иолан­та бес­печ­но про­во­дит вре­мя сре­ди подруг.
Зна­ме­ни­тый Мав­ри­тан­ский (араб­ский) врач Эбн-Хакиа, кото­ро­го король при­гла­сил в замок, гово­рит, что исце­ле­ние воз­мож­но, но для это­го необ­хо­ди­мо, что­бы Иолан­та узна­ла о сво­ем несча­стье. Толь­ко тогда лече­ние помо­жет, когда боль­ная будет всей душой желать прозрения.

Король оста­ет­ся непре­кло­нен. Слу­чай­но в сад попа­да­ют два рыца­ря Роберт и Воде­мон. Роберт был в дет­стве обру­чен с доче­рью коро­ля Рене Иолан­той, но нико­гда не видел и не зна­ет, что она сле­па. Все его помыс­лы устрем­ле­ны к гра­фине Лота­рин­гии Матиль­де, и он едет к коро­лю Рене, что­бы про­сить рас­торг­нуть помолвку.
Под­няв­шись на тер­ра­су чудес­но­го сада, Воде­мон видит спя­щую Иоланту.
Ее пре­крас­ный облик оча­ро­вы­ва­ет рыца­ря. Неволь­но вырвав­ший­ся у него воз­глас вос­хи­ще­ния раз­бу­дил девуш­ку. Раз­го­вор с незна­ком­цем повер­га­ет Иолан­ту в смя­те­ние, про­буж­да­ет в ней новые неве­до­мые чув­ства. На про­ща­ние Воде­мон про­сит пода­рить ему крас­ную розу. Иолан­та сры­ва­ет белую… Воде­мон вдруг пони­ма­ет, что пре­крас­ная Иолан­та слепа.
Глу­бо­ко потря­сен­ный, он рас­ска­зы­ва­ет Иолан­те о том, как пре­кра­сен свет, веч­ный источ­ник радо­сти и счастья.
Иолан­та не пони­ма­ет его слов, но они запа­да­ют ей в душу. Стра­шен гнев коро­ля Рене, узнав­ше­го, что незна­ко­мец открыл Иолан­те тайну.
Эбн-Хакиа убеж­да­ет Рене, что теперь путь к исце­ле­нию открыт, нуж­но толь­ко, что­бы Иолан­та сама захо­те­ла прозреть.
Рене, нако­нец, начи­на­ет пони­мать, что это един­ствен­ный путь к спа­се­нию. Дога­ды­ва­ясь о зарож­де­нии чув­ства люб­ви у Иолан­ты, он при­твор­но угро­жа­ет Воде­мо­ну смер­тью, если Иолан­та не про­зре­ет. И тогда Иолан­та согла­ша­ет­ся. Она гото­ва пре­тер­петь любые муки, лишь бы спа­сти любимого.
Теперь Эбн-Хакиа может при­сту­пить к лече­нию. И вот насту­па­ет дол­го­ждан­ный миг. Эбн-Хакиа сни­ма­ет повяз­ку с глаз Иолан­ты. Впер­вые видит она отца, подруг, Воде­мо­на. Удив­ле­ние и вос­торг пере­пол­ня­ют ее. Блед­ный свет утрен­ней зари кажет­ся Иолан­те осле­пи­тель­ным. Впер­вые откры­ва­ет­ся перед Иолан­той мир во всей его пол­но­те, мир суро­вый и труд­ный, по-насто­я­ще­му пре­крас­ный. Начи­на­ет­ся новый день — нача­ло ее новой жиз­ни и новой жиз­ни коро­ля Рене, тоже по-сво­е­му про­зрев­ше­го. Тор­же­ствен­но и лику­ю­ще все сла­вят свет, солн­це, жизнь.

Читать далее

Действующие лица и исполнители: 

РЕНЕ (король Неопо­ли­тан­ский Граф Про­ван­ский): А. Кра­сов­ский — солист Мос­ков­ско­го Ака­де­ми­че­ско­го Дет­ско­го музы­каль­но­го теат­ра им. Н. Сац, Е. Енин
ИОЛАНТА (дочь коро­ля Рене):Р. Коче­со­ко­ва, С. Шоге­но­ва, заслу­жен­ная артист­ка КБР Л. Гуртуева
РОБЕРТ (гер­цог Бур­гун­дии): Р. Аба­ев, А. Евазов
ГРАФ ВОДЕМОН (Бур­гунд­ский рыцарь): Ж. Жубоев
ЭБН-ХАКИА (мав­ри­тан­ский врач): А. Под­кол­зин, А. Евазов
АЛЬМЕРИК (ору­же­но­сец коро­ля): Р. Кунашев
БЕРТРАН (при­врат­ник двор­ца): Е. Енин, А. Подколзин
МАРТА (кор­ми­ли­ца Иолан­ты, жена Бер­тра­на): Г. Бал­ки­зо­ва, заслу­жен­ная артист­ка КБР М. Мамбетова
ПОДРУГИ ИОЛАНТЫ
БРИГИТА: Е. Саенко
ЛАУРА: Ф. Дышекова
АРТИСТЫ ХОРА ГОСМУЗТЕАТРА

Постановочная часть: 

Худож­ник по све­ту: А. Голицын
Худож­ник по костю­мам: Ж. Кузьмина
Заве­ду­ю­щий поши­воч­ным цехом: И. Агирова
Заве­ду­ю­щий деко­ра­тив­ным цехом: Л. Канаметова
Заве­ду­ю­щий бута­фор­ским цехом: М. Елоков
Заве­ду­ю­щий рек­ви­зи­тор­ским цехом: Г. Величко
Зву­ко­ре­жис­се­ры: Л. Лам­пе­жев, О. Кашир­гов, К. Лакунов
Стар­ший маши­нист сце­ны: А. Цавкилов
Заве­ду­ю­щий труп­пой: В. Мисхожева
Дирек­тор теат­ра: заслу­жен­ный дея­тель искусств КБР Р. Барагунов

 Версия для слабовидящих