Часть 1. Величие мироздания.
Поклонение(Тхьэлъэу)
Старейший: Аслан Балкаров
Женщины: артисты женского состава балета
Мужчины: артисты мужского состава балета
Рождение
Она: Анжелика Хакулова, заслуженная артистка КБР
Он: Мурат Эркенов
МазылI (лесной человек)
«МазылI»: Мачраил Шогенов
Речные девы (Псыхогуаши)
Речные девы «Псыхогуаши»: артисты женского состава балета
Древо жизни
«Жыг»: гуаше»: Оксана Битокова,
Лесные девы: артисты женского состава балета
«Золотой мальчик»: Олег Дрябрин
Часть 2. Сказания и легенды. Мамлюк
Султан: Азамат Мусаев
Отец: Мачраил Шогенов
Юноша: Мурат Увижев
Адиюх
Адиюх: Юлиана Шабатукова
Юноша: Залим Гучаев
Балетмейстер-постановщик
Ассистент балетмейстера
Репетитор
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Звукорежиссер
Художник по свету
Художник-декоратор
Художественный руководитель
Главный дирижер
Балет «Гимн восходящему солнцу»
Современный балет на музыку А. Готова. Балет создан при поддержке Министерства культуры РФ.
Краткое содержание:
Человек — часть вселенной, и потому для него обязательны законы ее существования.
Это хорошо понимали в древности.
В час утренней молитвы предки адыгов обращались к Великому богу Тхъэ (Тхъэшхуэ).
Он — начало и конец мира, творец, давший жизнь всему сущему на земле и небе. К нему-вознаграждающему и карающему, обращены все просьбы и благопожелания.
Рождение.
Сквозь ночную мглу пробиваются первые утренние лучи солнца. Согретая его теплом пробуждается природа и все, что создано Великим богом. Зарождается новая жизнь.
Из густой чащи неуклюже выбирается МазылI и затевает игры с речными девами — Псыхогуашами.
Древо жизни. Жыг-Гуащэ.
Образ Древа (Жыг-Гуащэ), воплощает в себе черты и атрибуты Древа Познания, выступает в качестве «Золотого дерева нартов» — «Дыщэ жыг».
Древо жизни выращено богом земледелия и плодородия Тагаледжем и находится на нартской земле.
Корни этого дерева уходят глубоко в землю, а верхняя его часть- прекрасная женщина из золота и серебра, ее волосы развеваются по небу.
Она знает все, что делается на земле и на небе.
Жыг-Гуащэ родила Солнечного мальчика, который уже с рождения мог указывать дорогу всадникам по Млечному пути, связывая то, что происходит на небе, с тем, что происходит на земле.
Одно из старинных сказаний повествует о том, как простолюдин, загнанный нищетой в безвыходное положение, поступился совестью и продал Египетскому Султану в рабство собственного сына. Судьба ноши предрешена…
Из его груди вырываются крики отчаяния и душевной боли. Напрасны мольбы.
Слезы душат сердце юноши. Отчаяние.
Безысходность. Тяжело приподнимая над землей обессилевшее тело, юноша сжимает в ладони горсть родной земли и, омывая горькими слезами, прижимает к сердцу.
Солнце скрывается за тучами.
По преданию в башне-крепости жил князь со своей умницей-женой по имени Адиюх, Руки прекрасной Адиюх излучали свет, который рассеивал ночную мглу. Князь был надменным и своенравным, занимался ночными набегами, переправлялся на другой берег и Адих подходила к окну и своими, источающими свет, руками освещала полотняный мост, соединявший крепость с противоположным берегом реки, она помогала мужу перегонять коней через мост. Но однажды князь обидел Адиюх, и та при очередном возвращении князя с набега не осветила ему путь через мост. Перегоняя в темноте лошадей, князь сорвался в реку и утонул. Опомнилась Адиюх, но было уже поздно. Казнясь тем, что погубила собственного мужа, Адиюх каждый год ездила на могилу мужа и оплакивала его. Вскоре она вышла замуж за смелого и красивого
Но не суждено было им насладится счастьем.
Когда, пришпорив коня, они направились в дом Сосруко, Адиюх упала с лошади и разбилась насмерть. Сосруко был потрясен случившимся.
Он сочинил песню-плач, в которой изливал свое горе.Гора старости.
Во времена нартов был обычай, когда немощных стариков сбрасывали с высокого утеса. Это место и поныне называется горой старости. В те давние времена обреченного старца приглашали на хасу (Совет). В прощальных речах вспоминали о его былой славе и подвигах. Согласно древнему обычаю избранник обращался с последним словом к тем, кого оставлял в этом мире. С восходом солнца молодой нарт трогался в путь, чтобы к закату взобраться на вершину и совершить обряд.
Одна из старинных легенда гласит, что танец къафэ родился из разговора морской волны и берега.
Гадалка.
Стихия воды используется девушками для гадания («Псыхэплъэ»). Вглядываясь в свое отражение в воде, девушка пытается предугадать свою судьбу.
Созареш.
Созареш — в адыгской мифологии — божество земледелия. Фетиш Созареша представлял собой деревянный обрубок с семью сучьями.
Этот культовый предмет хранился в хлебном амбаре каждой семьи. После уборки урожая, в так называемую «ночь Созареша», фетиш переносили домой и совершали благодарственное моление.
Моя любимая.
День весеннего равноденствия.
(Гъэрэ щІыро зыхокI)
«Дунейр шэрхъщи, мэкIэрахуэ»
(Мир — это колесо, и оно вертится).
Вечером, накануне наступления Нового года, глашатай, поздравляя с праздником, приглашал всех собраться на следующий день, пока еще солнце не взошло, у Святого дерева. С этого момента день начинает прибавлять, знаменуя
Новый цикл развития природы — Новый год.
Считалось, что именно с этого дня, 22 марта, когда свет и тьма разделяются поровну, начинается обновление в природе: первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени.
Согласно народному поверью, чем веселее пройдет праздник весеннего равноденствия, тем щедрее земля будет к людям.
Так пусть же радость и благополучие войдут в каждый дом и в каждую семью! Мира и добра вам!