e

Гимн восходящему солнцу

Балет

29

Февраль
Балетмейстер-постановщик
Ассистент балетмейстера
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Звукорежиссер
Художник по свету
Художник-декоратор
Художественный руководитель
Главный дирижер

Балет «Гимн восходящему солнцу»

Совре­мен­ный балет на музы­ку А. Гото­ва. Балет создан при под­держ­ке Мини­стер­ства куль­ту­ры РФ.

Крат­кое содержание:

Часть 1. Вели­чие миро­зда­ния. Поклонение.

Чело­век — часть все­лен­ной, и пото­му для него обя­за­тель­ны зако­ны ее существования.

Это хоро­шо пони­ма­ли в древности.
В час утрен­ней молит­вы пред­ки ады­гов обра­ща­лись к Вели­ко­му богу Тхъэ (Тхъ­э­ш­хуэ).
Он — нача­ло и конец мира, тво­рец, дав­ший жизнь все­му суще­му на зем­ле и небе. К нему-воз­на­граж­да­ю­ще­му и кара­ю­ще­му, обра­ще­ны все прось­бы и благопожелания.
Рождение.
Сквозь ноч­ную мглу про­би­ва­ют­ся пер­вые утрен­ние лучи солн­ца. Согре­тая его теп­лом про­буж­да­ет­ся при­ро­да и все, что созда­но Вели­ким богом. Зарож­да­ет­ся новая жизнь.

Мазы­лI и Псыхогуаши.
Из густой чащи неук­лю­же выби­ра­ет­ся Мазы­лI и зате­ва­ет игры с реч­ны­ми дева­ми — Псыхогуашами.
Дре­во жиз­ни. Жыг-Гуащэ.
Образ Дре­ва (Жыг-Гуа­щэ), вопло­ща­ет в себе чер­ты и атри­бу­ты Дре­ва Позна­ния, высту­па­ет в каче­стве «Золо­то­го дере­ва нар­тов» — «Дыщэ жыг».
Дре­во жиз­ни выра­ще­но богом зем­ле­де­лия и пло­до­ро­дия Тага­ле­джем и нахо­дит­ся на нарт­ской земле.
Кор­ни это­го дере­ва ухо­дят глу­бо­ко в зем­лю, а верх­няя его часть- пре­крас­ная жен­щи­на из золо­та и сереб­ра, ее воло­сы раз­ве­ва­ют­ся по небу.
Она зна­ет все, что дела­ет­ся на зем­ле и на небе.
Жыг-Гуа­щэ роди­ла Сол­неч­но­го маль­чи­ка, кото­рый уже с рож­де­ния мог ука­зы­вать доро­гу всад­ни­кам по Млеч­но­му пути, свя­зы­вая то, что про­ис­хо­дит на небе, с тем, что про­ис­хо­дит на земле.
Часть 2. Ска­за­ния и легенды.
Мам­люк.
Одно из ста­рин­ных ска­за­ний повест­ву­ет о том, как про­сто­лю­дин, загнан­ный нище­той в без­вы­ход­ное поло­же­ние, посту­пил­ся сове­стью и про­дал Еги­пет­ско­му Сул­та­ну в раб­ство соб­ствен­но­го сына. Судь­ба ноши предрешена…
Из его гру­ди выры­ва­ют­ся кри­ки отча­я­ния и душев­ной боли. Напрас­ны мольбы.
Сле­зы душат серд­це юно­ши. Отчаяние.
Безыс­ход­ность. Тяже­ло при­под­ни­мая над зем­лей обес­си­лев­шее тело, юно­ша сжи­ма­ет в ладо­ни горсть род­ной зем­ли и, омы­вая горь­ки­ми сле­за­ми, при­жи­ма­ет к сердцу.
Солн­це скры­ва­ет­ся за тучами.
Адиюх.
По пре­да­нию в башне-кре­по­сти жил князь со сво­ей умни­цей-женой по име­ни Адиюх, Руки пре­крас­ной Адиюх излу­ча­ли свет, кото­рый рас­се­и­вал ноч­ную мглу. Князь был над­мен­ным и свое­нрав­ным, зани­мал­ся ноч­ны­ми набе­га­ми, пере­прав­лял­ся на дру­гой берег и Адих под­хо­ди­ла к окну и сво­и­ми, исто­ча­ю­щи­ми свет, рука­ми осве­ща­ла полот­ня­ный мост, соеди­няв­ший кре­пость с про­ти­во­по­лож­ным бере­гом реки, она помо­га­ла мужу пере­го­нять коней через мост. Но одна­жды князь оби­дел Адиюх, и та при оче­ред­ном воз­вра­ще­нии кня­зя с набе­га не осве­ти­ла ему путь через мост. Пере­го­няя в тем­но­те лоша­дей, князь сорвал­ся в реку и уто­нул. Опом­ни­лась Адиюх, но было уже позд­но. Каз­нясь тем, что погу­би­ла соб­ствен­но­го мужа, Адиюх каж­дый год езди­ла на моги­лу мужа и опла­ки­ва­ла его. Вско­ре она вышла замуж за сме­ло­го и красивого
Нар­та Сосруко.
Но не суж­де­но было им насла­дит­ся счастьем.
Когда, при­шпо­рив коня, они напра­ви­лись в дом Сосру­ко, Адиюх упа­ла с лоша­ди и раз­би­лась насмерть. Сосру­ко был потря­сен случившимся.
Он сочи­нил пес­ню-плач, в кото­рой изли­вал свое горе.Гора старости.
Во вре­ме­на нар­тов был обы­чай, когда немощ­ных ста­ри­ков сбра­сы­ва­ли с высо­ко­го уте­са. Это место и поныне назы­ва­ет­ся горой ста­ро­сти. В те дав­ние вре­ме­на обре­чен­но­го стар­ца при­гла­ша­ли на хасу (Совет). В про­щаль­ных речах вспо­ми­на­ли о его былой сла­ве и подви­гах. Соглас­но древ­не­му обы­чаю избран­ник обра­щал­ся с послед­ним сло­вом к тем, кого остав­лял в этом мире. С вос­хо­дом солн­ца моло­дой нарт тро­гал­ся в путь, что­бы к зака­ту взо­брать­ся на вер­ши­ну и совер­шить обряд.
Часть 3. Гимн Солн­цу. Къа­фа. Танец.

Одна из ста­рин­ных леген­да гла­сит, что танец къа­фэ родил­ся из раз­го­во­ра мор­ской вол­ны и берега.
Гадалка.
Сти­хия воды исполь­зу­ет­ся девуш­ка­ми для гада­ния («Псы­х­эплъэ»). Вгля­ды­ва­ясь в свое отра­же­ние в воде, девуш­ка пыта­ет­ся преду­га­дать свою судьбу.
Созареш.
Соза­реш — в адыг­ской мифо­ло­гии — боже­ство зем­ле­де­лия. Фетиш Соза­ре­ша пред­став­лял собой дере­вян­ный обру­бок с семью сучьями.
Этот куль­то­вый пред­мет хра­нил­ся в хлеб­ном амба­ре каж­дой семьи. После убор­ки уро­жая, в так назы­ва­е­мую «ночь Соза­ре­ша», фетиш пере­но­си­ли домой и совер­ша­ли бла­го­дар­ствен­ное моление.
Моя любимая.
День весен­не­го равноденствия.
(Гъэрэ щІы­ро зыхокI)
«Дунейр шэрхъ­щи, мэкIэрахуэ»
(Мир — это коле­со, и оно вертится).
Вече­ром, нака­нуне наступ­ле­ния Ново­го года, гла­ша­тай, поздрав­ляя с празд­ни­ком, при­гла­шал всех собрать­ся на сле­ду­ю­щий день, пока еще солн­це не взо­шло, у Свя­то­го дере­ва. С это­го момен­та день начи­на­ет при­бав­лять, знаменуя
Новый цикл раз­ви­тия при­ро­ды — Новый год.
Счи­та­лось, что имен­но с это­го дня, 22 мар­та, когда свет и тьма раз­де­ля­ют­ся поров­ну, начи­на­ет­ся обнов­ле­ние в при­ро­де: пер­вый весен­ний гром, набу­ха­ние почек на дере­вьях, буй­ное про­рас­та­ние зелени.
Соглас­но народ­но­му пове­рью, чем весе­лее прой­дет празд­ник весен­не­го рав­но­ден­ствия, тем щед­рее зем­ля будет к людям.
Так пусть же радость и бла­го­по­лу­чие вой­дут в каж­дый дом и в каж­дую семью! Мира и добра вам!

Читать далее

Действующие лица и исполнители: 

Часть 1. Вели­чие мироздания.
Поклонение(Тхьэлъэу)
Ста­рей­ший: Аслан Балкаров
Жен­щи­ны: арти­сты жен­ско­го соста­ва балета
Муж­чи­ны: арти­сты муж­ско­го соста­ва балета
Рож­де­ние
Она: Анже­ли­ка Хаку­ло­ва, заслу­жен­ная артист­ка КБР
Он: Мурат Эркенов
Мазы­лI (лес­ной человек)
«Мазы­лI»: Мачра­ил Шогенов
Реч­ные девы (Псы­хо­гу­а­ши)
Реч­ные девы «Псы­хо­гу­а­ши»: арти­сты жен­ско­го соста­ва балета
Дре­во жизни
«Жыг»: гуа­ше»: Окса­на Битокова,
Лес­ные девы: арти­сты жен­ско­го соста­ва балета
«Золо­той маль­чик»: Олег Дрябрин
Часть 2. Ска­за­ния и леген­ды. Мамлюк
Сул­тан: Аза­мат Мусаев
Отец: Мачра­ил Шогенов
Юно­ша: Мурат Увижев
Адиюх
Адиюх: Юли­а­на Шабатукова
Юно­ша: Залим Гучаев

Гора ста­ри­ков
Тха­ма­да: Аслан Балкаров
Ста­рик: Юрий Чуяко
Юно­ша: Мурат Эркенов
Нар­ты: арти­сты муж­ско­го соста­ва балета
Часть 3. Гимн солнцу.
Къа­фэ (Танец)
Юно­ша: Аскер Кага­ты­жев, Мага­мад Магамедов
Мор­ские девы: арти­сты жен­ско­го соста­ва балета
Гадал­ка (Псы­х­эплъэ)
Девуш­ка: Анже­ли­ка Хаку­ло­ва, васл. арт. КБР Созареш.
Ста­рей­ший: Аслан Балкаров
Девуш­ки: арти­сты жен­ско­го соста­ва балета
Юно­ши: арти­сты муж­ско­го соста­ва балета
Моя люби­мая
Девуш­ка: Юли­а­на Шабатукова
Юно­ша-Залим Гучаев
День весен­не­го рав­но­ден­ствия (Гъэрэ щIы­рэ зыхокI)
Девуш­ки: арти­сты жен­ско­го соста­ва балета
Юно­ши: арти­сты муж­ско­го соста­ва балета

 Версия для слабовидящих