Секрет Наяды и Моны Лизы
«Наяда и рыбак»/«Ундина и рыбак» – балет хореографии Жюля Перро на музыку итальянского композитора Цезаря Пуни в трех актах и шести сценах (либретто Жюля Перро и Фанни Черрито по мотивам повести Фридриха де ла Мотта «Ундина») впервые был поставлен в Лондоне в 1843 году. Российская премьера «Ундины» состоялась в 1851 году.
Новую версию этого балета ставит великий Мариус Петипа в 1892 году. А в 1903 году русский и советский танцовщик, балетмейстер и преподаватель Александр Ширяев меняет хореографию, воспроизводя пантомимы Петипа.
После возобновления версии Ширяева в 1921 году этот романтический балет на долгие годы уходит из репертуаров театров. И только в 1981 году балетмейстер и педагог Петр Гусев, видевший постановку Ширяева, по памяти восстанавливает сюиту из этого балета и представляет ее на сцене Ленинградского МАЛЕГОТА (ныне Михайловский театр).
Из изначальных шести картин трехактного балета, изобилующего пантомимными сценами и изощренными сценическими эффектами, Гусев восстановил лишь танцевальную сюиту с сильно видоизмененным сюжетом.
Представленная в Нальчике балетная сюита «Наяда и рыбак» соединила дошедшую до наших дней хореографическую версию балета мастеров прошлого, дополненную номерами и сценами, поставленными балетмейстером Рамедом Пачевым, с сохранением стилистики романтического балета.
«Улыбка Моны Лизы» по мотивам рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка» на музыку венгерского композитора Белы Бартока является настоящим авторским детищем Пачева, выступившего в качестве хореографа, постановщика, автора либретто и даже субъекта интересной исторической параллели. Авторы либретто «Наяда и рыбак» Жюль Перро и Фанни Черрито сами танцевали в главных партиях на премьере. Автор либретто «Улыбки Моны Лизы» Рамед Пачев также исполнил хоть и не главную, но яркую и запоминающуюся роль. Кстати, сюжет и количество персонажей оригинального произведения Брэдбери был слегка изменен и расширен, что только пошло на пользу постановке.
Классическое произведение и сценическая адаптация антиутопического произведения американского фантаста, ставшего предтечей его культового романа «451° по Фаренгейту», были очень тепло восприняты публикой и стали настоящим вызовом для всех сопричастных: художника-сценографа Кантемира Жилова, художника по костюмам Жанны Кузьминой, репетитора Натальи Грицай, ассистента балетмейстера Ксении Тутовой, художника по свету Алексея Голицина, звукорежиссеров Леонида Лампежева и Кантемира Лакунова.
Благодаря их трудам в первом отделении легко верилось, что мы стали свидетелями романтической сказочной истории о любви русалки к рыбаку, развернувшейся на фоне пасторальных сицилианских пейзажей. А во втором отделении мы словно перенеслись в 2061 год, где на руинах погибшей человеческой цивилизации перед оборванными, озлобленными и несчастными людьми появляется великий портрет Да Винчи.
Безусловно, главной заслугой этого стала работа артистов, практически каждый из которых выступил в обоих балетах.
Азамат Кумалагов, Камила Кушхова, Олеся Ким, Ксения Тутова, Залина Пшихачева, Диана Добросердова, Альмира Абаева, Лилиана Кашежева, Замират Березгова, Таймураз Хаев, Георгий Бучукури, Елена Паунежева, Мадина Хасаева, Джульета Качлаева, Залим Гучаев, Расул Кайгермазов, Мухамед Шекихачев, Даниил Климов, Сармат Бигаев, Беслан Бекулов, Мурат Сонов, Рустам Абаев, Александр Хрусталев, а также участники образцового детского ансамбля современного танца «Арабеск» не просто ярко выступали в двух разножанровых хореографических постановках, но и получали от этого видимое удовольствие, которое не могло не передаваться и публике. А в этом и состоит не только ключ к успеху, но и секрет настоящего искусства.
Наталия Печонова. Фото Татьяны Свириденко.
Источник https://smkbr.ru/node/4334