e

В Госу­дар­ствен­ном Музы­каль­ном теат­ре КБР состо­я­лась пре­мье­ра опе­ры П.И.Чайковского «Иолан­та» в поста­нов­ке заслу­жен­но­го дея­те­ля искусств КБР Рома­на Даба­го­ва (дири­жер – заслу­жен­ный артист КБР Заур Шабатуков).
Готи­че­ская дра­ма дат­ско­го поэта Ген­ри­ха Гер­ца «Дочь коро­ля Рене», создан­ная в 1845, впи­са­на в кон­текст фран­цуз­ско­го Сред­не­ве­ко­вья. Роман­ти­че­скую дра­му о вызван­ном любо­вью про­зре­нии через мно­го лет про­чи­тал Чай­ков­ский и пообе­щал «такую опе­ру, что все пла­кать будут». Все­го за пол­то­ра меся­ца он напи­сал музы­ку, брат ком­по­зи­то­ра Модест Ильич напи­сал либ­рет­то, еще три меся­ца ушло на оркест­ров­ку, и в декаб­ре 1892 года в один вечер с бале­том «Щел­кун­чик» в Мари­ин­ском теат­ре с успе­хом про­шла пре­мье­ра послед­ней, как ока­за­лось впо­след­ствии, опе­ры вели­ко­го ком­по­зи­то­ра. И вот уже на про­тя­же­нии ста трид­ца­ти лет «Иолан­та» ста­но­вит­ся частой и регу­ляр­ной гостьей на оте­че­ствен­ной сцене, поль­зу­ясь неиз­мен­ным успехов.
И пре­мье­ра в ГМТ КБР исклю­че­ни­ем не ста­ла. Хор теат­ра при­я­тен и чист, раду­ют вели­ко­леп­ная «живая» музы­ка от пре­крас­но­го оркест­ра теат­ра, бога­тые деко­ра­ции и костю­мы худож­ни­ка Кан­те­ми­ра Жило­ва и худож­ни­ка по костю­мам Жан­ны Кузь­ми­ной, и по-насто­я­ще­му выда­ю­щи­е­ся рабо­ты артистов.
Рок­са­на Коче­со­ко­ва необык­но­вен­но хоро­ша в пар­тии Иолан­ты (вто­рая испол­ни­тель­ни­ца Сай­хат Шоге­но­ва). Кра­си­вый голос, сво­бод­ное дыха­ние, неж­ная гра­ци­оз­ность вооб­ще свой­ствен­ны Коче­со­ко­вой, но имен­но в обра­зе Иолан­ты, на сего­дняш­ний день став­шей ее луч­шей ролью, наи­бо­лее мощ­но про­яви­лось ее дра­ма­ти­че­ское мастер­ство. Она не игра­ла, а дей­стви­тель­но была сле­пой прин­цес­сой, она дей­стви­тель­но испы­ты­ва­ла несколь­ко мощ­ных потря­се­ний под­ряд, она дей­стви­тель­но любила.
Един­ствен­ную тено­ро­вую пар­тию гра­фа Воде­мо­на испол­нил Жам­бу­лат Жубо­ев, создав образ насто­я­ще­го вол­шеб­но­го прин­ца, достой­но­го и люб­ви, и пре­одо­ле­ния невозможного.
Бле­стя­щий бари­тон Аза­мат Ева­зов в роли гер­цо­га Робер­та (вто­рой актер Рустам Аба­ев), вир­ту­оз­но испол­нив­ший зна­ме­ни­тую арию «Кто может срав­нить­ся с Матиль­дой моей?», с момен­та декабрь­ской пре­мье­ры 1892 года и до наших вре­мен явля­ю­щу­ю­ся насто­я­щим хитом имен­но бла­го­да­ря тако­му энер­гич­но­му, искрен­не­му и убе­ди­тель­но­му воплощению.
Хорош и моло­дой выпуск­ник СКГИИ Евге­ний Енин в обра­зе при­врат­ни­ка двор­ца Бер­тра­на – впе­чат­ля­ю­щий бас, стать (не слу­чай­но во вто­ром соста­ве он испол­ня­ет роль коро­ля Рене), дра­ма­ти­че­ский талант под­твер­жда­ют неиз­мен­ность исти­ны о малень­ких ролях. Не менее хорош и его одно­каш­ник Асте­мир Под­кол­зин, не про­сто орга­нич­но, а заво­ро­жи­ва­ю­ще вопло­тив­ший мав­ри­тан­ско­го цели­те­ля Эбн-Хакиа. Как все­гда пре­крас­на Мади­на Мам­бе­то­ва, прав­да, уж слиш­ком она хоро­ша для кор­ми­ли­цы и жены при­врат­ни­ка. Насто­я­щим укра­ше­ни­ем поста­нов­ки явля­ют­ся моло­дые певи­цы Фати­ма Дыше­ко­ва и Евге­ния Саен­ко в пар­ти­ях Лау­ры и Бригитты.
И, конеч­но, самых лест­ных эпи­те­тов заслу­жи­ва­ет Король Неа­по­ли­тан­ский Рене в испол­не­нии соли­ста Мос­ков­ско­го ака­де­ми­че­ско­го дет­ско­го музы­каль­но­го теат­ра име­ни Ната­льи Сац Алек­сея Кра­сов­ско­го. А обя­за­ны мы этим соли­сту ГМТ КБР Али­му Апше­ву, несколь­ко лет назад, в рам­ках опер­но-сим­фо­ни­че­ской лабо­ра­то­рии New Opera World, подру­жив­ше­му­ся с бело­рус­ским басом во вре­мя испол­не­ния «Иолан­ты» в Москве и на Фору­ме древ­них горо­дов в Ряза­ни. Моло­дой воз­раст гостя совер­шен­но не бро­сал­ся в гла­за бла­го­да­ря поис­ти­не цар­ствен­ной осан­ке, маг­не­ти­че­ско­му басу и актер­ско­му мастерству.
Вокаль­ное и дра­ма­ти­че­ское мастер­ство арти­стов, худо­же­ствен­ное оформ­ле­ние спек­так­ля ста­ло пре­крас­ным фоном раз­ви­тия режис­сер­ской кон­цеп­ции Даба­го­ва. За годы суще­ство­ва­ния «Иолан­ты» было мно­же­ство ее трак­то­вок, начи­ная с дет­ской сказ­ки-утрен­ни­ка и закан­чи­вая квинт­эс­сен­ци­ей хри­сти­ан­ско­го миро­воз­зре­ния, осно­вой для кото­рой апо­ло­ге­ты счи­та­ли финал «При­ми хва­лу рабов сми­рен­ных». Роман Даба­гов пред­по­чел более широ­кую кон­цеп­цию чело­ве­че­ской люб­ви – все­объ­ем­лю­щей, спа­си­тель­ной, тво­ря­щей чуде­са и всепобеждающей.

Ната­лия Печонова
Газе­та “Совет­ская молодежь”

 Версия для слабовидящих