e

Мно­го­об­ра­зие жан­ров Кабар­ди­но-Бал­ка­рии: от бале­та до оперы
В тече­ние четы­рех дней петер­бург­ские зри­те­ли име­ли воз­мож­ность наблю­дать наци­о­наль­ное твор­че­ство Кабар­ди­но-Бал­кар­ской рес­пуб­ли­ки. Феде­раль­ная про­грам­ма «Боль­шие гастро­ли» Рос­кон­цер­та под пат­ро­на­жем Мини­стер­ства куль­ту­ры орга­ни­зо­ва­ла обмен­ные гастро­ли Госу­дар­ствен­но­го Музы­каль­но­го теат­ра Кабар­ди­но-Бал­кар­ской Рес­пуб­ли­ки и ТЮЗа име­ни А.А. Брян­це­ва. Спек­так­ли отра­зи­ли мест­ные обы­чаи, позна­ко­ми­ли с нарт­ским эпо­сом, быту­ю­щем у наро­дов Север­но­го Кав­ка­за, а так­же чудес­ны­ми вокаль­ны­ми, дра­ма­ти­че­ски­ми и тан­це­валь­ны­ми дан­ны­ми арти­стов. Подроб­нее — в нашем обзоре.

Госу­дар­ствен­ный Музы­каль­ный театр Кабар­ди­но-Бал­кар­ской рес­пуб­ли­ки впер­вые за свои 55 лет рабо­ты ока­зал­ся в Санкт-Петер­бур­ге, а ТЮЗ име­ни А.А. Брян­це­ва за 102 года рабо­ты в Наль­чи­ке. Феде­раль­ный про­ект Мини­стер­ства куль­ту­ры РФ «Боль­шие гастро­ли» поз­во­ля­ет объ­еди­нить жите­лей раз­ных реги­о­нов Рос­сии в еди­ное куль­тур­ное про­стран­ство, спо­соб­ству­ет обме­ну теат­раль­ным опы­том и при­вле­че­нию новой зри­тель­ской ауди­то­рии. Толь­ко в 2022 году состо­я­лось 260 гастроль­ных туров теат­ров со всей стра­ны, было орга­ни­зо­ва­но 1436 пред­став­ле­ний в 83 реги­о­нах Рос­сии. С 5 по 8 октяб­ря зри­тель Наль­чи­ка смог уви­деть четы­ре рабо­ты ТЮЗа име­ни А.А. Брян­це­ва: «Зим­няя сказ­ка», «Алые пару­са», «Новые при­клю­че­ния Пет­со­на и Фин­ду­са» и «Сказ­ка о поте­рян­ном вре­ме­ни». Для гастро­лей в Санкт-Петер­бур­ге Госу­дар­ствен­ный Музы­каль­ный театр Кабар­ди­но-Бал­кар­ской рес­пуб­ли­ки выбрал 4 назва­ния: опе­рет­ту «Аршин мал алан», опе­ру «Эдит Пиаф», бале­ты: «Вол­шеб­ная сви­рель Аша­ма­за» и «Гимн вос­хо­дя­ще­му солн­цу». Спек­так­ли Госу­дар­ствен­но­го Музы­каль­но­го теат­ра Кабар­ди­но-Бал­кар­ской рес­пуб­ли­ки, как и спек­так­ли ТЮЗа, были при­ня­ты с оше­ло­ми­тель­ным успе­хом: арти­сты и зри­те­ли дыша­ли как еди­ный орга­низм, чут­ко реа­ги­руя друг на друга.
Опе­рет­та «Аршин мал алан» режис­се­ра Рома­на Даба­го­ва сво­ей наив­но­стью напом­ни­ла индий­ское кино — круп­ные ста­тич­ные кад­ры, дли­тель­ные оцен­ки, мгно­вен­ные влюб­лен­но­сти, эсте­тич­ные тан­цы и народ­но-песен­ные музы­каль­ные напе­вы. Было инте­рес­но погру­зить­ся в мир, живу­щий по зако­нам шари­а­та, и уви­деть быто­вые тра­ди­ции ста­ро­го Баку. Все роли при­вле­ка­ют сво­ей глу­би­ной, юмо­ром, а роль Хану­ки вооб­ще напол­не­на тра­ги­че­ским нача­лом. Лег­кая, све­жая исто­рия о люб­ви, кото­рая раз­ру­ша­ет все гра­ни­цы и дает силы жить, и сме­кал­ке, спо­соб­ной тво­рить чуде­са, попу­ляр­на по все­му миру: про­из­ве­де­ние­пе­ре­ве­дё­но на 80 язы­ков и постав­ле­но в 76 стра­нах. Азер­бай­джан­ский ком­по­зи­тор Узе­ир Гаджи­бе­ков напи­сал опе­рет­ту в 1913 году в Петер­бур­ге. Одна из самых извест­ных ее экра­ни­за­ций — 1945 года с Раши­дом Бей­бу­то­вым в глав­ной роли. Зри­тель отзы­вал­ся всем серд­цем на музы­ку, син­те­зи­ру­ю­щую евро­пей­ское и наци­о­наль­ное искус­ство, и искренне сопе­ре­жи­вал персонажам.

Опе­ра «Эдит Пиаф» режис­се­ра Тама­ры Сафа­ро­вой созда­на по пье­се Вик­то­ра Леген­то­ва, опи­ра­ю­щей­ся на авто­био­гра­фи­че­ские кни­ги: «Моя жизнь» и «На балу уда­чи. В первую оче­редь, спек­такль пора­жа­ет про­фес­си­о­на­лиз­мом вокаль­ных дан­ных арти­стов. Испол­ни­тель­ни­це глав­ной роли — Аси­ят Дума­е­вой — уда­лось мак­си­маль­но при­бли­зить­ся к обра­зу Эдит Пиаф и нари­со­вать оди­но­кий и само­от­вер­жен­ный путь певи­цы, для кото­рой пес­ня была всем — язы­ком люб­ви, боли, сча­стья. Зри­те­ли с нетер­пе­ни­ем ожи­да­ли люби­мых ком­по­зи­ций, вос­хи­щен­но пора­жа­ясь талан­ту актри­сы. Пес­ни обво­ла­ки­ва­ли и лас­ка­ли, про­ни­ка­ли в самое серд­це. Поми­мо куль­то­вых про­из­ве­де­ний Эдит Пиаф в спек­так­ле про­зву­ча­ли музы­каль­ные про­из­ве­де­ния Джо Дас­се­на, Шар­ля Азна­ву­ра, Дали­ды, кото­рые оку­ты­ва­ют жиз­нен­ный путь певи­цы, добив­шей­ся сла­вы и под­няв­шей­ся вверх с самых низов соци­аль­ной лест­ни­цы. Влюб­лен­но­сти, взле­ты и паде­ния, судь­бо­нос­ные встре­чи рас­кры­ва­ют мно­го­гран­ность жиз­ни певи­цы. Смерть Эдит Пиаф пред­став­ле­на апо­фе­о­зом ее жиз­ни — столь­ко люб­ви, скор­би и ува­же­ния была в серд­цах людей, про­во­жав­ших ее в послед­ний путь. Сла­ва певи­цы жива и поныне, дока­за­тель­ство чему горя­чее при­ня­тие спек­так­ля петер­бург­ской публикой.
Балет «Вол­шеб­ная флей­та Аша­ма­за» балет­мей­сте­ра Раме­да Паче­ва пора­жа­ет сво­им изя­ще­ством и выве­рен­но­стью дви­же­ний. Страст­ные, эпич­ные тан­цы юно­шей, кра­су­ю­щих­ся перед Аху­ми­дой, неж­ные, лег­кие, неве­со­мые хорео­гра­фи­че­ские ком­по­зи­ции деву­шек, рису­ют такие раз­ные муж­ские и жен­ские миры. Бой Дра­ко­на и Аша­ма­за напол­нен насто­я­щим дра­ма­тиз­мом и ярким жела­ни­ем побе­ды каж­до­го из про­тив­ни­ков. Исто­рия крас­но­ре­чи­во про­ри­со­вы­ва­ет­ся через тан­це­валь­ные дви­же­ния арти­стов, про­фес­си­о­на­лов сво­е­го дела. Древ­ний миф гла­сит, что в стране нар­тов родил­ся маль­чик Аша­маз, ему пода­ри­ли вол­шеб­ную сви­рель, свет­лый конец кото­рой про­буж­да­ет жизнь, а тем­ный — несет смерть. Чер­ный дра­кон похи­ща­ет флей­ту и воз­люб­лен­ную юно­ши, и Аша­маз всту­па­ет в схват­ку со злом. Зри­те­ли с инте­ре­сом сле­ди­ли за про­ис­хо­дя­щим, а так­же насла­жда­лись музы­каль­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми Т. Шей­б­ле­ра, Х. Кар­да­но­ва, Дж. Хау­па, М. Бала­ки­ре­ва, К. Сен-Сан­са и Н.Пейка.

Завер­шил гастроль­ные пока­зы совре­мен­ный балет «Гимн вос­хо­дя­ще­му солн­цу» балет­мей­сте­ра Раме­да Паче­ва. 12 тан­це­валь­ных ком­по­зи­ций, сре­ди кото­рых: «Покло­не­ние», «Рож­де­ние», «Дре­во жиз­ни», «Къа­фэ», «Адиюх», «Гора ста­ро­сти», «Соза­реш», «Моя люби­мая», «День весен­не­го рав­но­ден­ствия» зна­ко­мят с нарт­ской мифо­ло­ги­ей, а так­же погру­жа­ют в совер­шен­но фан­та­сти­че­ское миро­ощу­ще­ние. Тан­цы напол­не­ны фило­соф­ским содер­жа­ни­ем, осо­бен­ных ова­ций заслу­жи­ла хорео­гра­фи­че­ская ком­по­зи­ция «Гора ста­ро­сти». По древним зако­нам, немощ­ных ста­ри­ков сбра­сы­ва­ют с горы, что­бы они завер­ши­ли свой жиз­нен­ный путь. И сде­лать это дол­жен юно­ша, целый день везу­щий свою ношу на себе в гору. В этой исто­рии пора­зи­ли дра­мы юно­го и ста­ро­го поко­ле­ния, соеди­нен­ные в один узел. Про­ща­ние ста­ри­ка с жиз­нью напол­не­но столь глу­бин­ным тра­гиз­мом, что вызва­ло сле­зы отча­я­ния. Борь­ба меж­ду дол­гом и сове­стью, сочув­ствие и ува­же­ние к ста­ро­сти не поз­во­ли­ли юно­ше совер­шить бес­че­ло­веч­ный обряд, и прав­да жиз­ни восторжествовала.
Гастро­ли Госу­дар­ствен­но­го Музы­каль­но­го теат­ра Кабар­ди­но-Бал­кар­ской рес­пуб­ли­ки при­от­кры­ли заве­су тай­ны эпо­са кав­каз­ско­го наро­да и поз­во­ли­ли уви­деть обы­чаи стра­ны, а так­же пора­зить­ся мастер­ством арти­стов и уров­нем про­фес­си­о­на­лиз­ма режис­се­ров и хореографов.

Аглая Про­ко­фье­ва
Источ­ник: cleverculture.ru

 Версия для слабовидящих