Многообразие жанров
Многообразие жанров Кабардино-Балкарии: от балета до оперы
В течение четырех дней петербургские зрители имели возможность наблюдать национальное творчество Кабардино-Балкарской республики. Федеральная программа «Большие гастроли» Росконцерта под патронажем Министерства культуры организовала обменные гастроли Государственного Музыкального театра Кабардино-Балкарской Республики и ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Спектакли отразили местные обычаи, познакомили с нартским эпосом, бытующем у народов Северного Кавказа, а также чудесными вокальными, драматическими и танцевальными данными артистов. Подробнее — в нашем обзоре.
Государственный Музыкальный театр Кабардино-Балкарской республики впервые за свои 55 лет работы оказался в Санкт-Петербурге, а ТЮЗ имени А.А. Брянцева за 102 года работы в Нальчике. Федеральный проект Министерства культуры РФ «Большие гастроли» позволяет объединить жителей разных регионов России в единое культурное пространство, способствует обмену театральным опытом и привлечению новой зрительской аудитории. Только в 2022 году состоялось 260 гастрольных туров театров со всей страны, было организовано 1436 представлений в 83 регионах России. С 5 по 8 октября зритель Нальчика смог увидеть четыре работы ТЮЗа имени А.А. Брянцева: «Зимняя сказка», «Алые паруса», «Новые приключения Петсона и Финдуса» и «Сказка о потерянном времени». Для гастролей в Санкт-Петербурге Государственный Музыкальный театр Кабардино-Балкарской республики выбрал 4 названия: оперетту «Аршин мал алан», оперу «Эдит Пиаф», балеты: «Волшебная свирель Ашамаза» и «Гимн восходящему солнцу». Спектакли Государственного Музыкального театра Кабардино-Балкарской республики, как и спектакли ТЮЗа, были приняты с ошеломительным успехом: артисты и зрители дышали как единый организм, чутко реагируя друг на друга.
Оперетта «Аршин мал алан» режиссера Романа Дабагова своей наивностью напомнила индийское кино — крупные статичные кадры, длительные оценки, мгновенные влюбленности, эстетичные танцы и народно-песенные музыкальные напевы. Было интересно погрузиться в мир, живущий по законам шариата, и увидеть бытовые традиции старого Баку. Все роли привлекают своей глубиной, юмором, а роль Хануки вообще наполнена трагическим началом. Легкая, свежая история о любви, которая разрушает все границы и дает силы жить, и смекалке, способной творить чудеса, популярна по всему миру: произведениепереведёно на 80 языков и поставлено в 76 странах. Азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков написал оперетту в 1913 году в Петербурге. Одна из самых известных ее экранизаций — 1945 года с Рашидом Бейбутовым в главной роли. Зритель отзывался всем сердцем на музыку, синтезирующую европейское и национальное искусство, и искренне сопереживал персонажам.
Опера «Эдит Пиаф» режиссера Тамары Сафаровой создана по пьесе Виктора Легентова, опирающейся на автобиографические книги: «Моя жизнь» и «На балу удачи. В первую очередь, спектакль поражает профессионализмом вокальных данных артистов. Исполнительнице главной роли — Асият Думаевой — удалось максимально приблизиться к образу Эдит Пиаф и нарисовать одинокий и самоотверженный путь певицы, для которой песня была всем — языком любви, боли, счастья. Зрители с нетерпением ожидали любимых композиций, восхищенно поражаясь таланту актрисы. Песни обволакивали и ласкали, проникали в самое сердце. Помимо культовых произведений Эдит Пиаф в спектакле прозвучали музыкальные произведения Джо Дассена, Шарля Азнавура, Далиды, которые окутывают жизненный путь певицы, добившейся славы и поднявшейся вверх с самых низов социальной лестницы. Влюбленности, взлеты и падения, судьбоносные встречи раскрывают многогранность жизни певицы. Смерть Эдит Пиаф представлена апофеозом ее жизни — столько любви, скорби и уважения была в сердцах людей, провожавших ее в последний путь. Слава певицы жива и поныне, доказательство чему горячее принятие спектакля петербургской публикой.
Балет «Волшебная флейта Ашамаза» балетмейстера Рамеда Пачева поражает своим изяществом и выверенностью движений. Страстные, эпичные танцы юношей, красующихся перед Ахумидой, нежные, легкие, невесомые хореографические композиции девушек, рисуют такие разные мужские и женские миры. Бой Дракона и Ашамаза наполнен настоящим драматизмом и ярким желанием победы каждого из противников. История красноречиво прорисовывается через танцевальные движения артистов, профессионалов своего дела. Древний миф гласит, что в стране нартов родился мальчик Ашамаз, ему подарили волшебную свирель, светлый конец которой пробуждает жизнь, а темный — несет смерть. Черный дракон похищает флейту и возлюбленную юноши, и Ашамаз вступает в схватку со злом. Зрители с интересом следили за происходящим, а также наслаждались музыкальными произведениями Т. Шейблера, Х. Карданова, Дж. Хаупа, М. Балакирева, К. Сен-Санса и Н.Пейка.
Завершил гастрольные показы современный балет «Гимн восходящему солнцу» балетмейстера Рамеда Пачева. 12 танцевальных композиций, среди которых: «Поклонение», «Рождение», «Древо жизни», «Къафэ», «Адиюх», «Гора старости», «Созареш», «Моя любимая», «День весеннего равноденствия» знакомят с нартской мифологией, а также погружают в совершенно фантастическое мироощущение. Танцы наполнены философским содержанием, особенных оваций заслужила хореографическая композиция «Гора старости». По древним законам, немощных стариков сбрасывают с горы, чтобы они завершили свой жизненный путь. И сделать это должен юноша, целый день везущий свою ношу на себе в гору. В этой истории поразили драмы юного и старого поколения, соединенные в один узел. Прощание старика с жизнью наполнено столь глубинным трагизмом, что вызвало слезы отчаяния. Борьба между долгом и совестью, сочувствие и уважение к старости не позволили юноше совершить бесчеловечный обряд, и правда жизни восторжествовала.
Гастроли Государственного Музыкального театра Кабардино-Балкарской республики приоткрыли завесу тайны эпоса кавказского народа и позволили увидеть обычаи страны, а также поразиться мастерством артистов и уровнем профессионализма режиссеров и хореографов.
Аглая Прокофьева
Источник: cleverculture.ru