Гастроли в Санкт-Петербурге
С 5 по 8 октября в ТЮЗе имени А.А. Брянцева проходили обменные гастроли Музыкального театра Кабардино-Балкарской республики. Были представлены: оперетта «Аршин мал алан», мюзикл «Эдит Пиаф» и два балета: «Гимн восходящему солнце» и «Волшебная свирель Ашамаза». О том, как гастроли обогащают артиста, впечатлениях о петербургском зрителе и спектакле ТЮЗа «Зимняя сказка», сыгранном в Нальчике, читайте в нашем материале.
— Каким оказался петербургский зритель?
Руслан Барагунов, директор театра:
Я не ожидал, что будет такой радушный прием. Гастроли открылись 5 октября опереттой Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан», во время спектакля зал подпевал исполнителям — все знали эти очень популярные мелодии, а в конце 5–7 минут стоя аплодировали нашим артистам. Большое спасибо за это питерскому зрителю! На следующий день мы сыграли мюзикл «Эдит Пиаф», рассказывающий о трагической истории жизни французской певицы. Все места были заняты — даже стоять было негде, все зрители, которых наша пресс-служба спрашивала о впечатлениях, отвечали, что это прекрасный спектакль. Гастроли, которые состоялись в Санкт-Петербурге и Нальчике, случились благодаря поддержке Министерства культуры России и Росконцерта, а в частности — программе «Большие гастроли». Я считаю, что возобновление этого гастрольного плана для театров страны имеют огромное значение — и не только для театра, но и для всех актеров, которые общаются друг с другом, смотрят работы других театров, и сами показывают спектакли новой зрительской аудитории.
Азамат Цавкилов, исполнитель роли Аскера:
Честно сказать, волнение зашкаливало перед спектаклем… Во-первых, потому что это первые гастроли такого масштаба в истории нашего театра, во-вторых, Санкт-Петербург — культурный центр России — и зритель, конечно же, подготовленный, балованный лучшими постановками, в‑третьих, я сам первый раз побывал в Питере… В спектакль «Аршин мал алан» мы вложили душу, он нам дорог и близок, постановка, решение режиссёра Романа Дабагова интересна, уникальна, искромётна и драматична, несмотря на то, что это комедийный жанр… И питерский зритель это почувствовал, сопереживал, радовался вместе с нами. Мне кажется, у нас произошел мощный энергообмен… Я горд и рад, что питерский зритель нас принял на ура с криками «Браво!» Это чувство восторга и послевкусие после спектакля навсегда останутся в моем сердце…
Роман Дабагов, главный режиссер театра:
Я очень доволен гастролями и тем, как к нам относились в театре, — директор театра Светлана Васильевна окружила нас и любовью, и вниманием. Я первые два дня присутствовал на спектаклях и просто был ошеломлен — насколько тепло нас принимал зритель. До сих пор я читаю хорошие отзывы о наших спектаклях. Наши артисты играли искренно — сердцем, наверное, этим они и подкупили умного, театрального петербургского зрителя, тонко чувствующего все нюансы.
Асият Думаева, исполнительница роли Эдит Пиаф:
Честно признаться, для нас было очень волнительно выступать перед петербургской публикой: понимание того, что здесь зритель более искушенный различными талантливыми постановками вселяло в нас большую ответственность и в то же время то приятное чувство куража, рожденное в новых условиях, на новой для нас сцене, которое, уверена, бывает у каждого гастролирующего артиста. Нам было бесконечно приятно чувствовать поддержку зрителей и долгие аплодисменты по окончании спектакля. Также нам довелось услышать теплые отзывы. Когда есть обратная связь — это укрепляет артиста в том, что он делает. Надеемся, это далеко не последняя наша встреча с петербургским зрителем.
— Как гастроли обогащают артиста?
Асият Думаева:
Гастроли, безусловно, расширяют горизонты артиста. Это, в первую очередь, смена привычной обстановки, которая благотворно влияет на «свежесть» идей, позволяет познакомиться ближе с культурой другого города, вдохновиться, «почувствовать» другую публику и сцену, что обогащает опыт и воодушевляет на новый подход к привычной работе. В частности, невероятно богатую палитру эмоций подарил нам этот прекрасный город-Санкт-Петербург. Говорить о его достоинствах можно бесконечно. Но что еще более приятно для меня, это общение с незнакомыми людьми, которые проявляли душевность во всем, мне навсегда запомнятся улыбки и добродушность жителей Петербурга.
Азамат Цавкилов:
Я могу с уверенностью сказать, что гастроли это, по-своему, повышение квалификации каждого артиста… Это общение, обмен опытом, знаниями, культурой народов… После этих гастролей у меня возникла цель еще больше работать, совершенствовать себя, быть на уровне и достойным питерской сцены и не только… Я еще раз убедился в том, что зрителя и себя нельзя обмануть. Гастроли — это невероятный огромный опыт, и чем чаще они, тем шире кругозор артиста в целом.
— Что вам особенно дорого в ваших главных ролях?
Азамат Цавкилов:
Роль Аскера — моя первая роль в музыкальном театре как солиста. Это была огромная ответственность, во-первых, потому, что до этого спектакля все меня знали как эстрадного певца, поющего абсолютно в другом ключе…. Это была колоссальная работа над голосом.. Я перестроил свой аппарат (голосовой) и начал петь в классической манере. Это было нелегко, но меня затянуло в мир оперного искусства. Я много слушал Бейбутова, Бюльбюль Оглы, первых исполнителей роли Аскера, чтобы сохранить колорит…. Во-вторых, это мой первый опыт такого серьезного подхода к актерскому мастерству, где каждое слово, фраза, пауза, мизансцены имеют свой особый смысл. Пропускал все через сердце и себя… В‑третьих, это главная роль, спектакль рассказывает о пути моего героя, том, как он ломал стереотипы, шел против традиций ради любви. Эта роль мне особо близка, я с ней сроднился.
Асият Думаева:
Для меня участие в постановке об Эдит Пиаф — это что-то сакральное. Каждый раз перед началом спектакля я прошу благословения у великой певицы, и конечно, в первую очередь у ее души. Для меня это очень важно. И каждый раз я чувствую, как она сверху улыбается и позволяет мне показать историю ее судьбы. Это необъяснимо, но после этого я чувствую легкость, и наступает лишь легкое волнение, связанное с желанием поскорее выйти на сцену и донести насколько прекрасна она была, во всем что она делала. Ведь ее история — это не только ее невообразимый талант, благодаря которому память о ней жива по сей день, но также тот факт, насколько храброй была эта хрупкая женщина — с ее помощью были освобождены военнопленные из концлагеря. Такой пример показывает, насколько сильный дух и крепкий стержень были в ней. Она очень любила жизнь, и всех своих возлюбленных, друзей. Ее щедрость не имела предела. Для меня большая честь нести ее образ в постановке нашего режиссера Тамары Сафаровой. Память о великой французской певице, уверена, всегда будет жить в сердцах ее поклонников.
— Что вы успели посмотреть?
Роман Дабагов:
У меня были насыщенные два с половиной дня в Санкт-Петербурге: телевидение, репетиции, встречи, поэтому я провел все время в работе. Зато для артистов устроили экскурсии — они успели посмотреть самые известные достопримечательности Петербурга. Но вчера по возвращении домой я посмотрел замечательный спектакль ТЮЗа «Зимняя сказка» — актеры, ансамбль, режиссура просто потрясающая. Я мечтаю сесть, перечитать пьесу и вдумчиво пересмотреть эту работу еще раз, со вниманием к форме и эстетике. Зритель просто не дышал во время спектакля — зал и сцена казались одним целым. Зритель увидел совершенно другого уровня театр.
Руслан Барагунов:
Я вернулся домой чуть раньше, чтобы закрыть гастроли. Мы посмотрели «Зимнюю сказку» и «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского. Давно не видел таких великолепных спектаклей! Зрители очень тепло их приняли, приветствовали актеров стоя с долгими аплодисментами.
Елизавета Ронгинская специально для Musecube
Источник: musecube.org