e

История театра 

Откры­тие его состо­я­лось 27 янва­ря 1968 года балет­ным спек­так­лем Л. Кога­на «Ами­нат» на либ­рет­то А. Про­цен­ко, но это­му пред­ше­ство­ва­ло созда­ние балет­ной труп­пы на базе хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния Кабар­ди­но-Бал­кар­ско­го куль­тур­но-про­све­ти­тель­но­го учи­ли­ща народ­ным арти­стом КБАССР и заслу­жен­ным дея­те­лем искусств Таджик­ской ССР А.И. Про­цен­ко и поста­нов­ка им бале­тов: «Лялю­ца» Л. Кога­на, «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» Б. Аса­фье­ва, «Даха­на­го» Л. Кога­на, «Лебе­ди­ное озе­ро» П. Чай­ков­ско­го, «Тро­пою гро­ма» К. Кара­е­ва, кото­рые с боль­шим успе­хом шли на сцене теат­ра им. А. Шогенцукова. 

Задол­го до окон­ча­ния стро­и­тель­ства музы­каль­но­го теат­ра, комис­си­ей Мини­стер­ства куль­ту­ры рес­пуб­ли­ки во гла­ве с Мини­стром куль­ту­ры К.К. Эфен­ди­е­вым была ото­бра­на талант­ли­вая моло­дежь и направ­ле­на на уче­бу на факуль­тет музы­каль­ной коме­дии ГИТИ­Са (в класс народ­но­го арти­си­та СССР, про­фес­со­ра Г.П. Анси­мо­ва), а так же в дру­гие музы­каль­ные учеб­ные заве­де­ния г.Москвы. Воз­вра­ще­ние их в рес­пуб­ли­ку озна­ме­но­ва­лась заме­ча­тель­ной пре­мье­рой опе­рет­ты К. Листо­ва «Сева­сто­поль­ский вальс» и, с сен­тяб­ря 1969 года театр начал рабо­тать в пол­ном составе. 

Посте­пен­но труп­па попол­ня­ет­ся выпуск­ни­ка­ми раз­лич­ных музы­каль­ных ВУЗов стра­ны и ему ста­но­вит­ся под силу поста­нов­ки шедев­ров миро­вой музы­каль­ной клас­си­ки, сре­ди кото­рых опе­ры: «Пая­цы» Р. Леон­ка­вал­ло, «Иска­те­ли жем­чу­га» и «Кар­мен» Ж. Бизе, «Моло­дая гвар­дия» Ю. Мей­ту­са, «Риго­лет­то» и «Тра­виа­та» Дж. Вер­ди, «Але­ко» С. Рах­ма­ни­но­ва, «Евге­ний Оне­гин» П. Чай­ков­ско­го, балет­ные спек­так­ли «Жизель» А. Ада­на, «Дон Кихот» М. Мин­ку­са, «Тро­пою гро­ма» К. Кара­е­ва, «Эсме­раль­да» Ц. Пуни, «Горян­ка» М. Каж­ла­е­ва, «Лей­ли и Медж­нун» С. Бала­са­ня­на, «Кар­мен-сюи­та» Бизе-Щед­ри­на, «Медея» Р. Габи­ч­вад­зе и др. 

За эти годы театр поста­вил и пока­зал зри­те­лям целый ряд клас­си­че­ских опе­ретт, музы­каль­ных коме­дий и мюзик­лов. Это: «Лету­чая мышь» и «Цыган­ский барон» И. Штра­у­са, «Цыган-пре­мьер», «Фиал­ка Мон­март­ра», «Силь­ва», «Мистер Икс», «Мари­ца» И. Каль­ма­на, «Чер­ный дра­кон» Д. Моду­ньо, «Воль­ный ветер» И. Дуна­ев­ско­го, «Сва­дьба в Мали­нов­ке» Б. Алек­сан­дро­ва, «Холоп­ка» Н. Стрель­ни­ко­ва, «Похож­де­ние Дон Жуа­на» М. Самой­ло­ва, «Про­дел­ки Хану­мы» Кан­че­ли, «Моя пре­крас­ная леди» Ф. Лоу, «Весе­лая вдо­ва» Ф. Лега­ра, «Цыган­ская любовь» Ф. Лега­ра, «Бабий бунт» Е. Птич­ки­на, «Кав­каз­ская пле­мян­ни­ца» Р. Гаджи­е­ва и мн.др.

О театре 

Театр ведет пла­но­мер­ную рабо­ту по вос­пи­та­нию юно­го зри­те­ля. Этим объ­яс­ня­ет­ся боль­шое коли­че­ство спек­так­лей, постав­лен­ных для детей. Это музы­каль­ные сказ­ки и балет­ные спек­так­ли. Их более 30-ти. Наи­бо­лее яркие из них: «Бре­мен­ские музы­кан­ты» Глад­ко­ва, «Бура­ти­но» Дру­жи­ни­на, «Золуш­ка» Спа­да­век­киа, «Кот в сапо­гах» Бере­зи­на, «Ост­ров сокро­вищ» Бане­ви­ча, «Золо­той цып­ле­нок» Ула­нов­ско­го, «Сын мед­ве­дя – Батыр» Кар­да­но­ва, бале­ты-сказ­ки: «Док­тор Айбо­лит» Моро­зо­ва, «Муха-цоко­ту­ха» Сали­ман-Вла­ди­ми­ро­ва, «Кош­кин дом» Куле­шо­ва, «Снеж­ная коро­ле­ва» Белиц. Кро­ме того, осу­ществ­ля­ют­ся еже­год­ные ново­год­ние пред­став­ле­ния в дни зим­них кани­кул для школь­ни­ков и для детей дошколь­но­го возраста. 

Осо­бо надо отме­тить вклад теат­ра в ста­нов­ле­ние наци­о­наль­ной музы­каль­ной куль­ту­ры Кабар­ди­но-Бал­ка­рии. Соли­сты теат­ра – это луч­ший испол­ни­тель­ский фонд Рес­пуб­ли­ки. Не про­хо­дит ни одно­го меро­при­я­тия в КБР, в кото­ром они не при­ни­ма­ли бы само­го актив­но­го уча­стия. У твор­че­ско­го руко­вод­ства при­о­ри­тет­ным было все­гда сотруд­ни­че­ство с мест­ны­ми ком­по­зи­то­ра­ми, поста­нов­ки создан­ных ими сце­ни­че­ских про­из­ве­де­ний. Так, круп­ным собы­ти­ем в куль­тур­ной жиз­ни рес­пуб­ли­ки яви­лась поста­нов­ка пер­вой кабар­дин­ской опе­ры «Мади­на» М. Бало­ва и Х. Кар­да­но­ва на либ­рет­то Х. Хав­па­че­ва по одно­имен­ной поэ­ме Л.Я. Шоген­цу­ко­ва. Эта рабо­та была удо­сто­е­на Дипло­ма 1‑й сте­пе­ни Все­рос­сий­ско­го смот­ра музы­каль­ных теат­ров в 1970 году. 

В 1991 году театр осу­ще­ствил поста­нов­ку вто­рой редак­ции опе­ры В. Моло­ва «Даха­на­го». За 6 лет до это­го состо­я­лась поста­нов­ка опе­ры А. Чай­ков­ско­го «Вер­ность» на либ­рет­то извест­ной бал­кар­ской поэтес­сы Т. Зума­ку­ло­вой. В 2001 году была осу­ществ­ле­на поста­нов­ка еще одной опе­ры В. Моло­ва – «Кам­бот и Ляца» по одно­имен­но­му рома­ну А. Шоген­цу­ко­ва. Эту опе­ру Вла­ди­мир Молов писал 29 лет. Она была высо­ко оце­не­на зри­те­ля­ми. А так­же были постав­ле­ны бале­ты «Леген­да гор» В. Моло­ва, «Леген­да Чегем­ско­го водо­па­да» А. Дру­жи­ни­на и М. Жет­те­е­ва, пер­вая кабар­дин­ская музы­каль­ная коме­дия «Сва­дьба Шам­ху­на» М. Бало­ва, музы­каль­ная коме­дия «Обма­ну­тые жени­хи» и «Люсь­ка – дочь Льва» В. Молова. 

А так­же «Похи­щен­ный джи­гит» А.Двоскина на либ­рет­то И. Бота­ше­ва, музы­каль­ная коме­дия «Тай­на серд­ца» З. Жири­ко­ва и музы­каль­ная коме­дия «Сын мед­ве­дя – Батыр» Х. Кар­да­но­ва. О гастроль­ной био­гра­фии теат­ра: она была широ­ка и раз­но­об­раз­на. Она была про­вер­кой сил и сти­му­лом для даль­ней­ше­го твор­че­ско­го роста для все­го твор­че­ско­го соста­ва. Почти вез­де выступ­ле­ние наших арти­стов сопро­вож­да­лось бла­го­же­ла­тель­ной прес­сой. Это – горо­да Ере­ван, Ростов-на-Дону, Харь­ков, Ново­чер­касск, Таган­рог, Тер­но­поль, Вин­ни­ца, Нов­го­род, Псков, Там­бов, Липецк, Калу­га, Смо­ленск, Аст­ра­хань, Луганск, Арма­вир, Май­коп, Чер­кесск, Пяти­горск, Вла­ди­кав­каз и др. 

Отзывы 

Заме­ча­тель­ный спек­такль «Тру­ба­дур и его дру­зья»! Арти­сты игра­ли задор­но, от души — спа­си­бо большое!

Ната­лья

Полу­чи­ла огром­ное удо­воль­ствие от посе­ще­ния теат­ра! Безум­но талант­ли­вые акте­ры, силь­ней­шая рабо­та режис­се­ра, музы­ка, свет, всё на высо­чай­шем уровне! Отдель­ная бла­го­дар­ность деко­ра­то­ру! Пол­ное погру­же­ние в место дей­ствия, чув­ство реа­ли­стич­но­сти и при­част­но­сти. Огром­ное спа­си­бо кол­лек­ти­ву музы­каль­но­го теат­ра за достав­лен­ное удо­воль­ствие и куль­тур­ный шок! Успе­хов во всех даль­ней­ших начинаниях!

Анна

Посмот­ре­ли вче­ра “Боге­му”, это было вели­ко­леп­но . Актё­ры пели вос­хи­ти­тель­но, дет­ки кото­рые участ­во­ва­ли в опе­ре — умнич­ки. Оркест­ру и дири­жё­ру отдель­ные 👏👏👏. Всё было очень про­фес­си­о­наль­но. Спа­си­бо боль­шое за полу­чен­ное удовольствие💐

Джу­льетт

При­вет­ли­вый пер­со­нал, при­ят­ный инте­рьер, инте­рес­ный репер­ту­ар. Посмот­ре­ли два спек­так­ля, оба понра­ви­лись. Акте­ры моло­дые, талант­ли­вые, очень ста­ра­лись. Зал доста­точ­но комфортный.

Гали­на Власова

Пре­крас­ный театр! Смот­ре­ли “Вол­шеб­ную лам­пу Алад­ди­на”. Пре­крас­ные голо­са и вели­ко­леп­ные тан­цы. Достой­но для рес­пуб­ли­кан­ско­го теат­ра. Лёг­кая пере­ра­бот­ка сюже­та ста­ро­го совет­ско­го филь­ма. Реко­мен­дую к посещению!

Нико­лай Андрианов

Я влю­би­лась в этот театр! Моло­дой кол­лек­тив, пре­крас­ные рабо­ты. Смот­ре­ла бес­по­доб­ный мюзикл, под боль­шим впе­чат­ле­ни­ем оста­лась. Была на бале­те, тоже очень понра­ви­лась поста­нов­ка. Спа­си­бо боль­шое за такую воз­мож­ность уви­деть ваши рабо­ты и жела­ние еще раз вер­нуть­ся в театр.

Ири­на К.

Наши артисты 

театра 

Наш кол­лек­тив музы­каль­но­го теат­ра — это объ­еди­не­ние талант­ли­вых арти­стов, музы­кан­тов и тан­цо­ров, пре­дан­ных искус­ству и совершенству. 

Афиша событий 

Вечер балета, Волшебная свирель Ашамаза и многое другое 
 Версия для слабовидящих