Премьера оперы Иоланта
В Государственном Музыкальном театре КБР состоялась премьера оперы П.И.Чайковского «Иоланта» в постановке заслуженного деятеля искусств КБР Романа Дабагова (дирижер – заслуженный артист КБР Заур Шабатуков).
Готическая драма датского поэта Генриха Герца «Дочь короля Рене», созданная в 1845, вписана в контекст французского Средневековья. Романтическую драму о вызванном любовью прозрении через много лет прочитал Чайковский и пообещал «такую оперу, что все плакать будут». Всего за полтора месяца он написал музыку, брат композитора Модест Ильич написал либретто, еще три месяца ушло на оркестровку, и в декабре 1892 года в один вечер с балетом «Щелкунчик» в Мариинском театре с успехом прошла премьера последней, как оказалось впоследствии, оперы великого композитора. И вот уже на протяжении ста тридцати лет «Иоланта» становится частой и регулярной гостьей на отечественной сцене, пользуясь неизменным успехов.
И премьера в ГМТ КБР исключением не стала. Хор театра приятен и чист, радуют великолепная «живая» музыка от прекрасного оркестра театра, богатые декорации и костюмы художника Кантемира Жилова и художника по костюмам Жанны Кузьминой, и по-настоящему выдающиеся работы артистов.
Роксана Кочесокова необыкновенно хороша в партии Иоланты (вторая исполнительница Сайхат Шогенова). Красивый голос, свободное дыхание, нежная грациозность вообще свойственны Кочесоковой, но именно в образе Иоланты, на сегодняшний день ставшей ее лучшей ролью, наиболее мощно проявилось ее драматическое мастерство. Она не играла, а действительно была слепой принцессой, она действительно испытывала несколько мощных потрясений подряд, она действительно любила.
Единственную теноровую партию графа Водемона исполнил Жамбулат Жубоев, создав образ настоящего волшебного принца, достойного и любви, и преодоления невозможного.
Блестящий баритон Азамат Евазов в роли герцога Роберта (второй актер Рустам Абаев), виртуозно исполнивший знаменитую арию «Кто может сравниться с Матильдой моей?», с момента декабрьской премьеры 1892 года и до наших времен являющуюся настоящим хитом именно благодаря такому энергичному, искреннему и убедительному воплощению.
Хорош и молодой выпускник СКГИИ Евгений Енин в образе привратника дворца Бертрана – впечатляющий бас, стать (не случайно во втором составе он исполняет роль короля Рене), драматический талант подтверждают неизменность истины о маленьких ролях. Не менее хорош и его однокашник Астемир Подколзин, не просто органично, а завороживающе воплотивший мавританского целителя Эбн-Хакиа. Как всегда прекрасна Мадина Мамбетова, правда, уж слишком она хороша для кормилицы и жены привратника. Настоящим украшением постановки являются молодые певицы Фатима Дышекова и Евгения Саенко в партиях Лауры и Бригитты.
И, конечно, самых лестных эпитетов заслуживает Король Неаполитанский Рене в исполнении солиста Московского академического детского музыкального театра имени Натальи Сац Алексея Красовского. А обязаны мы этим солисту ГМТ КБР Алиму Апшеву, несколько лет назад, в рамках оперно-симфонической лаборатории New Opera World, подружившемуся с белорусским басом во время исполнения «Иоланты» в Москве и на Форуме древних городов в Рязани. Молодой возраст гостя совершенно не бросался в глаза благодаря поистине царственной осанке, магнетическому басу и актерскому мастерству.
Вокальное и драматическое мастерство артистов, художественное оформление спектакля стало прекрасным фоном развития режиссерской концепции Дабагова. За годы существования «Иоланты» было множество ее трактовок, начиная с детской сказки-утренника и заканчивая квинтэссенцией христианского мировоззрения, основой для которой апологеты считали финал «Прими хвалу рабов смиренных». Роман Дабагов предпочел более широкую концепцию человеческой любви – всеобъемлющей, спасительной, творящей чудеса и всепобеждающей.
Наталия Печонова
Газета “Советская молодежь”